Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Демурин против Калюжного

  

Михаил Демурин - недавно ушедший в отставку заместитель директора 2-го Европейского департамента МИДа - дал жесткую оченку деятельности посла России в Латвии в интервью московской газете Трибуна. Он заявил:

"Отдельная история - с президентом Латвии В.Вике-Фрейбергой. Уверен, что её известное антироссийское заявление от 12 января, дискредитирующее нашу победу в Великой отечественной войне, последующие русофобские высказывания о водке и вобле на газетах российских ветеранов, как и в целом волна недружественных России выпадов со стороны латвийского правящего истеблишмента, - это результат непоследовательности в политике России по отношению к Латвии, которая особенно заметна стала проявляться начиная с осени 2004 года. На фоне продолжавших звучать из Москвы жёстких критических заявлений в адрес официальной Риги, новый российский посол (Виктор Калюжный - ред.)в этой стране стал раздавать бодрые обещания "отделить экономику от политики", развивать в первую очередь торгово-экономические связи, восстановить нефтепроводные экспортные поставки через латвийский порт Вентспилс (сокращенные в целях увеличения нефтетранзита через российский порт Приморск) и т.п. Насколько мне известно из бесед с зарубежными дипломатами, его активность негативно повлияла и на их рекомендации руководству западных стран. Действительно, зачем сдерживать антироссийскую риторику латышей и подталкивать их к решению проблем русских, если Россия и без того готова сама "начать с чистого листа"?"

Как КОМПРОМАТ уже рассказывал, латвийско-российские отношения накануне празднования 60-летия Победы хорошими не назовешь, но, по мнению некоторых политологов, успешно сработал министр сообщений Айнар Шлесерс со своей Первой латвийской партией. В частности, упоминается, что после скорого возобновления вентспилского транзита российские инвесторы, связанные с секретарем Совета Безопасности России Игорем Ивановым, приобретут контрольный пакет Ventspils nafta. В этом контексте допускается и то, что подписание пограничного договора между Россией и Латвией состоится еще до 9 мая 2005 года.

Удивляться этому обстоятельству особо не приходится. Достаточно ознакомиться с тем, как описывает редактор Коммерсант Baltic Daily Юрий Алексеев прием в российском посольстве по случаю православного Рождества (приводим с незначительными сокращениями):

- Когда вечеринка уже клонилась к закату и слегка ошалевшие официанты вносили в зал вторую перемену блюд (в виде трех ящиков водки), я подошел к послу России г-ну Калюжному засвидетельствовать свое почтение. В момент моего представления рядом оказался депутат Сейма Коля Кабанов, который добавил: "Кстати, Юрий Алексеев - кандидат в депутаты Рижской думы от нашей партии ЗаПЧЕЛ". За свою журналистскую жизнь я общался как минимум с пятьюдесятью послами, в том числе и четырьмя российскими. Повидал всякого, но… "А-а-а, - сказал посол, - "пчелы" (Пчелами в Латвии называют членов политического объединения За права человека в единой Латвии - ЗаПЧЕЛ)! "Пчел" не люблю!"

Далее последовал обстоятельный рассказ, как посол Калюжный приходил в гости к "пчелам", а "пчелы" приняли его не как представителя великой страны, а как какого-то попугая. Наговорили ему всяких колкостей, а лидер "пчел" Татьяна Жданок (депутат Европейского парламента – Авт.) даже не нанесла ему ответный визит.

В той беседе Виктор Калюжный поделился с редактором газеты Коммерсант Baltic Daily Юрием Алексеевым следующими тезисами российской политики в отношении соотечественников:

1) Русские партии в Латвии - полный отстой, еще хуже Явлинского в России.

2) Борьба с реформой образования - демагогия и спекуляция. Учите латышский язык!

3) Вы, русские, должны не бороться, а идти во власть и получать министерские портфели ("У вас есть хоть один русский министр? Нету? То-то! Вот когда будет, тогда Россия будет с ним говорить".)

4) Он, посол Калюжный, не болтун какой-то. Он всю жизнь торговал нефтью. (Он торговал нефтью на Каспии, он торговал еще где-то там…) И сюда тоже приехал за этим.

5) То, что Россия, заключая договор с Евросоюзом, не возражала, когда Латвия вычеркнула из него пункты о защите русских (за что послу и предъявили претензии "пчелы"), то это, конечно, нехорошо получилось. Но в российском МИДе сейчас на первом плане - экономические интересы. Пока нефть в цене - не до меньшинств.

Да, тут уж не до дипломатии. Кремль охотно скрепляет нефтью сотрудничество с лояльной к России Первой латвийской партией. Ведь благодаря, в том числе, ее лидеру Айнару Шлесерсу главная задача приобретение контроля над латвийским нефтетранзитным комплексом уже практически выполнена. А значит можно отказываться и от бойкота. Как в таком случае не протянуть руку дружбы – можно даже плевки в лицо за дождь принять?

А между тем, Кремль запросто мог оказать экономическое давление на латвийские власти. Помимо блокады транзита сырой нефти по трубопроводу в Вентспилс рычагов для этого предостаточно. Общеизвестно, что альтернатив российскому газу Латвия не имеет, а энергосистема Прибалтики технически остается частью ЕЭС СССР, в которой ЛР является получателем электроэнергии из России.