Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Конфликт не местного значения

Бизнес.LV

  

Противоречия между теми, кого раньше называли экономической группой из Вентспилса, приняли неразрешимый характер и давно уже вышли за рамки собственно портового города. В решении вопроса о том, кто завтра будет управлять транзитным бизнесом, уже задействовано немало ресурсов. И более того, война акционеров отражается на партнерах Вентcпилса не только в Латвии, но и за рубежом.

На сегодня в орбиту скандала оказалось вовлеченным и ГАО Latvijas dzеlzceļš (LDz). Сначала на всех станциях Латвии образовались заторы из вагонов с углем, следовавших в Вентспилс, которым не давали "добро" на отгрузку терминалы. Потом одна из сторон поставила под сомнение беспристрастность топ-менеджмента LDz в отношении другой стороны — руководства предприятия LSF Holdings.

Вплоть до настоящего времени в акционерах этого транспортного холдинга состояли такие известные в транзитном бизнесе люди, как Олег Степанов и Айвар Лембергс, поделившие участие в компании пополам. Выстроенная цепочка сотрудничества выглядела вполне логично. Олег Степанов, как известно, является одним из основных совладельцев предприятий Вентспилсского торгового порта, а Айвар Лембергс, мэр Вентспилса, числится среди крупнейших акционеров нефтяных терминалов порта.

Планировалось, что LSF Holdings заключает договоры с грузовладельцами о поставках грузов в Вентспилсский порт для дальнейшей отгрузки через терминалы и осуществляет доставку этих грузов до территории Латвии. Таким образом, схема бизнеса выглядела более чем убедительно и приносила многомиллионные прибыли владельцам компании.

И до сих пор наличие общих бизнес-интересов сдерживало стороны от крупномасштабных военных действий, с привлечением ресурсов всех мастей. И это несмотря на перманентный конфликт между Айваром Лембергсом и прочими совладельцами нефтяных активов по поводу распределения влияния и долей в нефтетранзитных мощностях и пароходстве и дальнейшей судьбы этих предприятий.

Все изменилось сравнительно недавно. Сначала место Айвара Лембергса в LSF Holdings заняли его дети. Правда, смена власти произошла номинально, по утверждению очевидцев, а совладелец второй половины компании Олег Степанов столкнулся с тем, что руководитель предприятия — наемный топ-менеджер — в открытую стал лоббировать интересы только одной половины капитала компании. Причем его логика при этом не подчинялась, собственно, каким-либо законам бизнеса — президент LSF Holdings обвинил владельца второй половины компании в том, что тот противодействует бизнесу его же компании. Все в общем-то резонные возражения акционера о том, что стратегия бизнеса предприятия — это дело владельцев, но никак не наемного менеджмента, президент LSF Holdings Эдгар Янсонс проигнорировал и фактически начал против совладельца компании военные действия с привлечением прессы.

Подобный абсурд, когда менеджмент, пользуясь поддержкой исключительно одной стороны, пытается выдвигать претензии к прочим владельцам компании, в целом характерен для данного конфликта вообще. Однако в случае с LSF Holdings дело осложняется тем, что компания заключила договоры не только и единственно с Вентспилсскими предприятиями, но и, к примеру, с владельцами угольных разрезов в Донбассе. В итоге конфликт акционеров вышел за пределы Латвии и напрямую стал отражаться на бизнесе клиентов латвийского транзитного коридора. А это означает, что нынешний кризис может вылиться в падение доверия к возможностям транзитной отрасли нашей страны в целом.

Неудивительно, что несмотря на нежелание членов правительства открыто вмешиваться в столь щекотливую ситуацию, министр сообщения Кришьянис Кариньш высказал готовность в ближайшее время встретиться с руководством ГАО Latvijas dzеlzceļš. Повестка дня будущей встречи — конфликт между вентспилсскими транзитными предприятиями и роль железной дороги в этой ситуации. Советник министра Лаурис Дрипе считает ситуацию, сложившуюся между вентспилсскими предприятиями, неоднозначной, поэтому необходимо обговорить все нюансы для решения вопросов.

Дрипе подтвердил, что министр сообщения ознакомился с открытым письмом компании Kālija parks (KP), работающей в Вентспилсском порту, в котором она высказывает претензии к решению должностных лиц LDz и просит дать ему оценку. В письме, адресованном не только латвийским чиновникам, но и прессе, нынешнее положение в транзитной отрасли Латвии именуется не иначе как кризис. По словам авторов письма, критическая ситуация возникла в результате расширения конфликта между стивидорной компанией LSF Trans (составная часть LSF Holdings) и Kālija parks вместе с другими компаниями АО Ventspils tirdzniecības osta (VTO). Из-за этого остановился экспорт калийных удобрений и каменного угля по транспортному коридору. И более того, у KP вызывает сомнение попытка решения этой проблемы, которая предпринята руководством LDz.

По мнению представителей KP, единственная возможность разрулить сложившуюся ситуацию — это заключить договор о транзите напрямую, без использования посреднических услуг LSF Trans. Именно поэтому компания начала работу над заключением прямых договоров с производителями минеральных удобрений в Белоруссии и России.

И надо отметить, что переговоры начались вовремя. Ведь резкое снижение транзита калийных удобрений через Латвию в последнее время произошло вовсе не из-за нелюбви белорусов или россиян к вентспилсскому терминалу. Объяснение простое: производителям вплоть до июля этого года не удавалось достичь компромисса по закупочным ценам на удобрения с основным потребителем этого продукта — Китаем. Уступать не желала ни та ни другая сторона. Производители калийных удобрений в Белоруссии и России даже предпочли пойти на снижение объемов производства, что тут же сказалось и на объеме транзита через Латвию. Однако компромисс достигнут, и в преддверии увеличения потока KP готовится к перевозке и перевалке грузов самостоятельно. Точнее, готовился, поскольку главная закавыка, как оказалось в данной связи, в латвийской железной дороге.

К LDz и направлены претензии со стороны компании. Представители Kālija parks утверждают, что процесс заключения договора по перевозкам был уже начат, однако ГАО в последний момент изменило условия договора, а также потребовало внести аванс. Кроме того, представители LDz заявили также, что не могут утвердить заявленный план объемов перевозок в столь короткие сроки.

"KP непонятна деятельность LDz, которая напоминает скорее скрытые интриги, непонятно лоббирование интересов LSF Trans, сознательное введение в заблуждение своих бизнес-партнеров вместо деловых и конструктивных бизнес-отношений", — указывается в письме. Представители KP считают, что из-за подобной позиции железной дороги уже потеряно больше месяца. И в этой ситуации урон понесет не только сама компания КP, но и латвийское государство не получит дополнительных доходов, поскольку грузы минеральных удобрений просто пойдут в ином направлении.

В связи с вышеизложенным представители KP потребовали от Министерства сообщения, а также от правоохранительных органов дать оценку деятельности ответственных работников LDz. В самой железной дороге все предположения на данный счет называют абсурдными. "Мы заинтересованы в общем приросте грузооборота и привлечении новых грузов, поэтому готовы работать со всеми экспедиторами. Наоборот, именно LDz пострадала в конфликте, поскольку во время затора вагонов с углем на латвийской железной дороге объем перевозок сократился", — отметила пресс-секретарь LDz. По почти официальному мнению собственно LDz, конфликт между вентспилсскими предприятиями создает ненужный ажиотаж, от которого само предприятие желало бы дистанцироваться.

В свою очередь в LSF Holdings опровергают все обвинения в свой адрес и говорят, в свою очередь, о действиях акционера и владельца АО Ventspils tirdzniecības osta как о попытке украсть бизнес у LSF Holdings. Конфликт, таким образом, продолжается. Завершения кризиса в латвийском транзите пока не видно.