В пятницу 23 марта закончилась эпопея, начавшаяся 18 марта 2005 года, когда было возбуждено уголовное дело о подкупе юрмальского депутата Илмара Анчанса во время выборов мэра Юрмалы. «Следственный эксперимент» по даче взятки, разрешённый Генпрокуратурой и проведённый Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, закончился посадкой прочимого в мэры Юрмалы депутата Юриса Хлевицкиса и взяткодателя, бывшего автоторговца Германа Милуша.
Обоим прокурор Велта Залюксне попросила дать пять лет с конфискацией, и судья Велта Силамикеле так и сделала. Третьему обвиняемому, кандидату в депутаты Харию Волбругсу, судья дала три года условно с испытательным сроком три года же, но без конфискации. Прокурор удовлетворена, хотя и хотела, чтобы и Волбругу тоже дали конфискацию.
Суд проходил в Елгаве, в Земгальском окружном суде.
Волбругс - за двадцать минут до начала заседания - пришёл на суд первый. И был наиболее добродушен. Он заранее знал, что прокурор для него не просила реального срока, так что Волбругс и не волновался.
Другой обвиняемый и осуждённый - Юрис Хлевицкис - поразил публику абсолютным спокойствием. После зачтения приговора судья у него спросила, понял ли он (что получил реальных пять лет).
Хлевицкис ответил: «Да, понял».
Несколько странно выглядело, что Волбругс и Хлевицкис, только придя на суд, не садились, а так и оставались на ногах. Очевидно, их научили, что приговор надо будет выслушивать стоя, и они, дабы их не одёргивали, предпочли лучше лишние минуты перестоять.
Что будет с Милушем, пока до конца не ясно. То, что судья ему дала (в его отсутствие) пять лет с конфискацией, вряд ли стало для него сюрпризом. Адвокат Милуша Освалд Свиланс объяснил, что плохими предчувствиями Милуша и объясняется, что Милуша нет в зале суда. Адвокат сказал: «Моему клиенту внезапно стало плохо и он в больнице».
Однако агентство LЕТА позвонило в «скорую помощь», и там сказали, что пациент с такими именем и фамилией «Герман Милуш» к ним за последние два дня не обращался. В ближайшие дни станет ясно, подался ли Милуш в бега.
Охранник Милуша пришёл в суд вместо Милуша и, ни перед кем не представляясь и не спрашивая никаких разрешений, скрупулёзно снял на видеокамеру лица судей, прокурора, адвокатов, журналистов, свидетелей, полицейских и любопытных, а также весь ход чтения приговора и последующего надевания наручников.
Когда судьи объявили заседание закрытым и покинули зал, уже стоящие наготове полицейские надели наручники на руки Юрису Хлевицкису и увели с собой в помещение для осуждённых. Единственно, перед надеванием наручников к Хлевицкису подошёл его адвокат Эгон Русановс и пожал руку. Хлевицкис не выразил упрёка своему адвокату. Сидеть Хлевицкис, вопреки прогнозу его недоброжелателей, будет скорее в тюрьме Матиса, а не в Центральной тюрьме, сообщил департамент мест заключения.
Полный текст приговора будет доступен лишь 27 апреля. Адвокаты Милуша и Хлевицкиса готовы обжаловать приговор, и, очевидно, суд (Рижский окружной или Верховный) примет к рассмотрению их апелляцию.
«Взявший [деньги по заданию Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией] и кинувший» депутат Юрмальской думы Илмар Анчанс («Наша земля») после зачтения приговора охотно раздавал интервью о вреде коррупции.
Свидетели по делу Андрис Шкеле и Айнар Шлесерс во время чтения приговора блистали своим отсутствием. Их отговорка, что «Анчанс взял и кинул» означает не «взял деньги и кинул», а «взял (в смысле, решился) и кинул» прошла в суде, и статус Шкеле и Шлесерса так и не перешёл из свидетелей в обвиняемые. Ибо в Латвии действует презумпция невиновности. Версия Шкеле и Шлесерса, что они не знали, что Милуш подкупал Анчанса. Сам же Милуш никого не сдал. Или вправду сдавать было некого, и Шкеле со Шлесерсом невиноватые. Так, во всяком случае, следует из приговора состоявшегося ныне исторического Земгальского окружного суда.
Всем троим обвиняемым Милушу, Хлевицкису и Волбругсу судья дала столько, сколько и просил прокурор (единственно, пожалела Волбругса и не стала к нему применять запрошенную прокурором конфискацию имущества). Времена такие, что по делам о коррупции лучше, очевидно, пересолить, чем недосолить. Если с Милушем не ясно, подался ли он в бега, то с четвёртым обвиняемым по данному делу, Леонидом Ласмнисом, уже известно, что он убежал из Латвии и где-то скрывается, то ли в России, то ли в Эстонии, то ли в Белоруссии.
В своей мотивации приговора с реальными тюремными сроками прокурор также выражала недовольство, что никто из обвиняемых, кроме Волбругса, не покаялся и не признал своей вины, к тому же Милуш и Хлевицкис, отметила прокурор, нарочно переписали своё имущество на своих жён, чтобы его у них не конфисковали бы и чтобы оно не досталось государству.
В связи с осуждением и помещением в тюрьму Юриса Хлевицкиса (1956) он больше не сможет выполнять обязанности депутата Юрмальской думы. Поэтому его место в думе займёт следующий по списку кандидат от Латвийской первой партии, Андрей Кондратюк (1957), работающий преседателем правления концертного зала «Дзинтари».
Прокурор Велта Залюксне общается с журналистом.
Харий Волбругс идет в зал суда.
Свидетели обвинения экс-мэр Юрмалы Инесе Айзстраута и депутат Юрмальской городской думы Илмар Анчанс довольны судебным вердиктом.
Обвиняемый Юрис Хлевицкис абсолютно спокоен и ничего не боится по принципу: «Даже если и посадят, так не расстреляют же».
Прокурор Велта Залюксне общается с адвокатом обвиняемого Хлевицкиса Эгоном Русановсом.